Цицерон Марк Туллий (Marcus Tullius Cicero) 3. 1. 106 до н. э., Арпинум, - 7.12.43 до н. э., близ Кайеты, совр. Гаэта, древнеримский политический деятель, оратор, писатель.
В политическую жизнь Марк Тулий Цицерон вошёл как «новый человек», всем обязанный лишь себе, своему ораторскому дару. Впервые выступил в 81—80 до н. э. с оппозицией диктатуре Суллы; первый большой успех принесло ему участие в 70 в громком процессе против сулланца Верреса; первую политическую речь произнёс в 66 в поддержку Г. Помпея.
Вершина успехов Цицерона —консульство в 63 году (раскрытие им заговора Катилины, ведущая роль в сенате). С образованием 1-го триумвирата (60) влияние Цицерона падает, в 58—57 ему даже пришлось удалиться в изгнание, затем поддерживать Гнея Помпея и Цезаря в 56—50; после их разрыва (в 49) Цицерон пытался во время гражданской войны 49—47 выступить примирителем; с победой Цезаря (в 47) отошёл от политики.
Лишь после убийства Цезаря в 44 Цицерон, преодолев колебания, вновь вступил в политическую борьбу как вождь сената и республиканцев. К этому времени относятся его 14 речей — «филиппик» против М. Антония. В 43, когда сенат потерпел поражение в борьбе со 2-м триумвиратом (М. Антоний, Октавиан Август, Лепид), имя Цицерона было занесено в проскрипционные списки; погиб в числе первых жертв репрессий Антония и Октавиана Августа.
Политический идеал Цицерона — «смешанное государственное устройство» (государство, сочетающее элементы монархии, аристократии и демократии, образцом которого Цицерон считал Римскую республику 3 — начала 2 вв. до н. э.), поддерживаемое «согласием сословий», «единомыслием всех достойных».
Человеческий идеал Цицерона — «первый человек республики», «умиротворитель», «блюститель и попечитель» в эпохи кризисов, сочетающий в себе греческую философскую теорию и римскую политическую (ораторскую) практику. Образцом такого деятеля Цицерон считал себя.
Философский идеал Цицерона— соединение теоретического скептицизма, не знающего истины, допускающего лишь вероятность, с практическим стоицизмом, неукоснительно следующим нравственному долгу, совпадающему с общественным благом и мировым законом.
Ораторский идеал Цицерона — «обилие», сознательное владение всеми средствами, способными и заинтересовать, и убедить, и увлечь слушателя; средства эти складываются в три стиля — высокий, средний и простой. Каждому стилю свойственна своя степень чистоты лексики (свобода от архаизмов, вульгаризмов и пр.) и стройности синтаксиса (риторические периоды).
Благодаря разработке этих средств Цицерон стал одним из создателей и классиков латинского литературного языка.
Из сочинений Цицерона сохранились 58 политических и судебных речей; 19 трактатов по риторике, политике, философии; а также свыше 800 писем — важный психологический документ, памятник латинского разговорного языка и источник сведений об эпохе гражданских войн в Риме.
|