Форумы-->Форум для внеигровых тем--> 1|2|3|4
Автор | Мыслитель Эпикур |
Мыслитель Эпикур (342-270 гг. до Р. Х.) был основателем одной из самых известных философских школ античного мира. Главную цель философии эпикурейство видело в том, чтобы научить человека счастливой жизни, ибо всё остальное несущественно.
Что мы, собственно, знаем об этом замечательном философе древности? Чем он для нас интересен?
Вот одно из мнений...
По словам Эпикура, естественные чувства с непосредственной очевидностью убеждают нас в благе удовольствия, и в зловредности страдания. Следовательно, истинная цель человека – в том, чтобы стремиться к первому и избегать второго. Нет даже и нужды доказывать, почему надо стремиться к удовольствию или избегать страдания: это чувствуется непосредственно, как то, что огонь жжет, снег бел, мед сладок.
Люди добровольно избегают удовольствия лишь в случае, если оно влечет за собой бóльшие страдания – и соглашаются на страдание лишь в надежде посредством него получить бóльшие удовольствия или избавиться от бóльших страданий.
Значит, наша цель есть удовольствие и избавление от страданий. Но как именно надо её достигать? По Эпикуру (который здесь сходится с Платоном), ценно лишь то удовольствие, которое устраняет страдание. «Мы нуждаемся в удовольствии там, где страдаем от его отсутствия; там же, где мы не испытываем такого страдания, там мы не нуждаемся в нём». Мимолетные наслаждения не могут служить целью жизни: погоня за ними только нарушает покой души.
«Устойчивое удовольствие» (равносильное удалению страданий) представляется Эпикуру целью вполне достижимой при помощи разумной жизни. Верный путь к «устойчивому удовольствию» – сознательное освобождение от потребностей, страхов и забот, достижение тишины и спокойствия души. Резко расходясь в большинстве положений с учениями киников и стоиков, Эпикур в итоге приходит к одной с ними конечной жизненной цели – «невозмутимости» (атараксии), так же призывает добиваться господства над страстями и суетой. | Эпикурейство слишком ограниченно чувственным восприятием. Можно обойтись и первыми тремя словами. | И к чему же нужна эта голая, лишенная умозаключений копипаста? Никак это пагубное влияние разъедающего мозг гедонизма. Хотя может быть ТС и с рождения такой. | для Efemera:
А ещё Эпикур учит нас не бояться. Ничего и никого.
А копипаста нужна лишь для разгона, как одно из мнений. И как внешний раздражитель для некоторых.
А умозаключения должны родиться в процессе обсуждения. Или не родиться. Потому что сам ТС знает лишь то, что ничего не знает, и ему важней услышать ваше мнение, чем вещать самому.
ВотЪ | Данте эпикурейцев в своей комедии покарал. | Здесь нет темы для обсуждения. Унылая копипаста уныла. Эпикур, глядя на ТСа, плакает. | для АристоклЪ:
А ещё Эпикур учит нас не бояться. Ничего и никого.
Преодоление страха, это само по себе дискомфорт. Акт нравственного страдания. Подумай на досуге, как твои слова соотносятся с учением Эпикура. | Я знаю лишь одно. Эпикурейский взгляд на жизнь весьма неплох, и мне вполне подходит. И вполне востребован в любые времена и при любых измах.
для Efemera:
А теперь - немного пасты
Почему человек несчастен? Потому что всего боится! В конце концов, – говорит Эпикур, – существует три вида страха: страх перед природой, перед богами и перед смертью.(С)
Эпикур говорит, что эти страхи беспочвенны. Страх перед природой преодолевается с помощью знаний, богам до нас на самом деле дела нет. А смерть... Пока мы живы - её нет. Когда она приходит - нету нас | для АристоклЪ:
Эпикур говорит, что эти страхи беспочвенны
Знания не очень помогают не боятся природы (стихийные бедствия по прежнему уносят жизни), богов (о которых науке вообще ничего не известно, кроме предположения о том, что им все "по") и смерти (потому что боятся не смерти, как процесса, а ее предположительного результата в виде "нету нас") | Знания не очень помогают не боятся природы
эпикурейство не вторгается в область познания, к чему вообще эта фраза? | для АристоклЪ:
Самое лучшее для понимания личности Эпикура и его учения является оценка Боннара А. в книге "Греческая цивилизация".
Эпикур жил в смутное время, которое отчасти напоминает наше... нет лучше я отдам слово Боннару А.:
"Несколько фактов из времени Эпикура. В Афинах с 307 по 261 год до н. э.— сорок шесть лет — длятся войны и мятежи. Войны, в которых исчезает самый дух эллинского сообщества, долго сохранявшийся среди греков. Нет более греческих пленников, нет более уважаемых женщин: меч, насилие и рабство. В официальных рамках городов партии, или то, что от них осталось, вырывают друг у друга подобие власти. В дела Афин четыре раза вмешиваются чужеземцы, занимают город, изменяют призрачную конституцию, которая никогда более не вступит в силу. Три повстанческих выступления. Афины переживают три осады. Кровь, пожары, убийства, грабежи — вот время Эпикура. Нищета растет и распространяется — и это начиная с эпохи Платона. Есть одна фраза в «Государстве», которая уже указывает на рост этого зла, чего Платон не мог не знать. Платон говорит об одной категории людей, которые, по-видимому, не принадлежат ни к одному слою граждан, они «ни торговцы, ни воины, ни что-нибудь еще, но только бедняки». Мы знаем этих людей: это безработные, это пролетариат, и даже хуже того — это человеческие существа, обреченные на нищету раз и навсегда, они никогда не избавятся от нее, они никогда не поднимутся.
Источник: http://antique-lit.niv.ru/antique-lit/bonnar-grecheskaya-civilizaciya/epikur-i-spasenie-lyudej.htm"
Потому вопросы счастья жизни становятся крайне важными и необходимы в своем разрешении:
"Эпикур не хочет следовать и другому направлению Платона, тому, которое обещает счастие в потусторонней жизни. Эта позиция, по его мнению, слишком проста и, кроме того, фальшива. Он не верит в бессмертие души: он хочет научить людей быть счастливыми теперь же, в настоящей жизни, счастьем, может быть, скромным и ограниченным, но верным и таким, которое каждый может получить.
Подлинное величие философии Эпикура в том, что он отнюдь не предлагает, как это сделал Платон, как это сделает христианская религия, бегства в небеса, но предлагает земные средства".
Так что нужно для счастья?
"Именно тут Эпикур смело творит свое самое блестящее дело освобождения, самое простое на свете. У него такой вид, точно он берет нас за руку и говорит нам: «Смотрите на мир, смотрите на него при свете солнца, которое все освещает. Никаких мифов, которые скрывали бы от нас действительность под предлогом боязни обнаружить ее». Он нам говорит: «Смотрите. Откройте глаза. Слушайте голоса, идущие от природы». И нам не остается ничего другого, как ответить ему: «Мы смотрим, мы слушаем». Вода, небо, земные пространства, возделанные людьми,— «труды», как говорили греки, чтобы обозначить «возделанные поля»,— этим словом «еоуа» можно было обозначить работы по выделке ковров, обязанные терпению женщин, и равным образом завоевания, совершенные на войне с помощью меча, или еще морской простор, преодоленный руками гребцов. Хлеб, чтобы питаться, плоды, чтобы срывать их, земли, чтобы заселять и обрабатывать их,— это всюду, где некогда царили леса и дикие животные. Эпикур показывает это и говорит нам: «Смотрите, слушайте. Можно ли отрицать все это? Нет. Вы не будете отрицать очевидность. Все это существует. И все это в значительной части дело ваших рук. Этот чувственный мир, который связывает вас своей подлинностью и своим изобилием, раскрывает себя перед вами, достоверный, неотвратимый,— этот мир, который будет длиться, пока длитесь и вы... Чему же вы будете верить, если вы не верите этой единственной очевидности?» | Так как жить? Очень просто:
"Мудрый знает, что жизнь — это не жизнь для завтрашнего дня: она — для этого самого дня, для этого дня, в который мы живем, для каждой секунды этого дня. Каждый момент — счастье, каждое удовлетворенное желание — наслаждение (и не важно, что это желание будет желанием скромного блага; важно то, чтобы оно было удовлетворено), каждая минута — удовольствие, и в таком случае это будет как бы вечным обладанием счастья. Мир принят, жизнь идет. Проходящее время — уже не смена неудовлетворительных потребностей, потерянных благ, обманутых надежд. Вы уже не увлекаемы временем, вы прочно обосновались, вы обладает радостью".
"Что смело и сильно в этой мудрости, так это утверждение, постоянно повторяемое, что человек рожден для радости и что основа радости — тело и тесное слияние ощущения жизни с телом. Эпикур написал эту фразу, которая казалась очень скандальной: «Начало и корень всякого блага — удовольствие чрева» 'укреций, т. II, с. 643). (Это, конечно, скандал для людей, никогда не знавших голода, ищущих удовольствия совсем в другом, в обладании редкостными благами, которых они никогда не добудут.) В действительности, наблюдая все вокруг себя а завтра, быть может, и самих себя, мы никогда не должны забывать, что мудрость, которая не отправляется от материальных условий сознания, есть мудрость целиком воображаемая. Более того: бесчеловечная. Эпикур-то никогда не забывал, ни на один момент, что возможность мыслить и выражать свои мысли тесно связана со свойством человека пить и есть и с радостью дышать".
И наконец:
"Удовольствие — это верная награда тому, кто крепко держит в руках свои желания, кто ими управляет и устраняет их, если знает, что не может их осуществить. Удовольствие и радость вознаграждают людей умеренных, сдержанных, мужественных, владеющих собой. В этой доктрине эпикурейства, которую считали такой разнузданной, понятие удовольствия, являющееся ее основой, предполагает обладание самыми высокими добродетелями: это прежде всего мужество, прирожденная добродетель греческого народа, добродетель, которая, подобно красной нити, вотканной в холст белого паруса, проходит через всю историю греков, мужество, ставшее со временем — с Сократа — мужеством обдуманным, мужеством разумным, основанным на уважении и на точном знании действительности. Восхитительное цветение античной мудрости в самый час ее упадка!.. Такие добродетели, по Эпикуру, обеспечивают нам совершенную безмятежность при всех обстоятельствах. Человек, который довольствуется немногим, всегда счастлив тем, что он живет. «Съесть небольшой кусок, выпить глоток, лечь на доски — вот и Эпикур»,— комментирует один из древних, который «уже готов спорить с раннего утра не только со своими друзьями, но с самим Зевсом». Таков человек, с которым хотели отождествить распутство!".
Всё учение Эпикура помещается в двенадцать греческих слов (перевод)
"Нечего бояться богов.
Нечего бояться смерти.
Можно переносить страдания.
Можно достичь счастья".
Эпикур всегда живет в сердцах людей:
"Революции потрясают нашу землю. Они изменяют, они торопят ход истории. Новые классы, новые народы уже без классов шествуют по миру. Наследие Эпикура — для них, оно ждет их. Монтень находит в Эпикуре одного из своих забытых предков, он делает его своим, он его продолжает. Гассенди и вольнодумцы идут вслед за ним, энциклопедисты прислушиваются к его голосу. Гельвеций пишет о «счастье» большую поэму (довольно посредственную), он пишет «Хвалу наслаждению». Анатоль Франс, Андре Жид трудятся рядом с ним... Карл Маркс приветствует его как одного из главнейших освободителей человека.
Что же, победило человечество страх смерти? Позабыло ли оно, что существовали боги? Еще нет. Борьба продолжается.
Эпикур возникает снова, он всегда верен сам себе. И так же неизменен, как Млечный Путь.
Во время его сна люди изобрели немало приборов — телескоп, микроскоп, множество инструментов, чтобы наблюдать, фотографировать, воспроизводить пляску атомо | для Азураил:
это ответ на пост 8. Эпикур говорит, что эти страхи беспочвенны. Страх перед природой преодолевается с помощью знаний
На что я и возразил, что знания совершенно не помогают не боятся урагана или там землятрясения. | для Rabbari:
А, ну может автор имел виду опасность природы преодолевается знаниями. | Во время его сна люди изобрели немало приборов — телескоп, микроскоп, множество инструментов, чтобы наблюдать, фотографировать, воспроизводить пляску атомов материи. Эпикур берет один из них, он смотрит, он смеется от радости. Теперь он видит атомы".
Вот таков он был, знаменитый, забываемый и снова воскрешаемый учитель простого человеческого счастья. | для Efemera:
А с кпких пор гедонизм разъедает мозг?
По вашему отход от устоявшихся рамок и вызов серому обществу это признак гниения?
Странно однако,учитывая что основной процент деятелей искусства придерживался этой морали.Например Паганини,Бодлер и Маркиз де Сад.
для Азураил:
А в чем опасность природы?
Скорее мы стали опасностью для природы,когда вышли из ее лона и отринули ее законы приняв ложную веру, хотя при этом от части подчиняемся ей сами того не осознавая.
Что же плохого в природе? Быть может вы просто перестали ее понимать?Неужели неизвестное есть зло? | Эпикур учил людей быть счастливыми.
В основе его учения идет разделение потребностей человека на необходимые
(голод, жажда...) и те без которых можно обойтись (роскошь).
Т.е. обходясь без роскоши, можно быть счастливым.
Эпикур учил людей не бояться смерти, т.к. смерть не приносит никаких страданий.
Его философия будет востребована всегда, хотя иногда ей придают негативный оттенок. | я в детстве любил доставать изюм из булочек. а булочки мама с папой доедали. | А в чем опасность природы?
слова тепличного человека. | http://dcdn.heroeswm.ru/photo-catalog/0001483/264-6ccac0c5.jpg |
1|2|3|4К списку тем
|