«Heroes of Might and Magic» (в русифицированной версии «Герои меча и магии») — это серия компьютерных игр, завоевавшая невероятную популярность среди игроков и получившая звание культовой. Жанр серии можно определить как пошаговую стратегию в стиле фэнтези с элементами экономической стратегии и RPG. Всего в серию «Heroes of Might and Magic» вошло семь частей, которые выходили в период с 1995 по 2015 год, а также дополнения к этим частям. Рассказываем историю легендарной игры «Герои меча и магии» и разбираемся, что сейчас происходит с некогда популярной франшизой.
Герои меча и магии I и II: начало
Как ни удивительно, первые «Герои меча и магии» не были самостоятельным проектом, а были лишь ответвлением уже существовавшей франшизы «Might and Magic», запущенной в 1986 году. Создателем франшизы «Меч и магия» был Джон Ван Кэнегем, американский разработчик, работавший тогда в основанной им компании New World Computing. Первоначальная серия была достаточно известной, однако наибольшую популярность эта игровая вселенная получила только после выхода «Героев», которые вскоре из спин-оффа превратились в отдельную франшизу.
Первая часть «Heroes of Might and Magic: A Strategic Quest» вышла в 1995 году, и в ней уже прослеживались характерные особенности всей последующей серии. Игра представляла собой классическую пошаговую стратегию, в которой игрок периодически переключался между двумя картами — картой игрового мира и полем боя. Основа сюжета — борьба за власть между четырьмя лордами, за каждого из которых можно было поиграть самостоятельно или вместе с другими игроками.
Уже через год вышла вторая часть франшизы с подзаголовком «The Succession Wars», сохранившая общую концепцию первой игры, но при этом несколько усложненная и дополненная новыми элементами. В этом эпизоде были введены дополнительные классы — маги и некроманты — а у персонажей появилась мана, удача, мораль и другие дополнительные навыки, что сделало игровой процесс еще интереснее. Сюжетно этот эпизод был продолжением предыдущего, только здесь за трон боролись наследники одного из четырех лордов.
Герои меча и магии III: расцвет
Главной во всей франшизе «Heroes of Might and Magic» до сих пор считается третья ее часть, которая стала культовой сразу же после выхода в 1999 году и остается невероятно популярной даже сейчас, несмотря на выход последующих эпизодов с более современной графикой. Что интересно, создатели третьей части практически не изменили концепцию игры и ее геймплей, но при этом добавили несколько важных нововведений и исправили ошибки, которые были допущены в предыдущих эпизодах. В результате получилась продуманная и захватывающая пошаговая стратегия, мгновенно ставшая эталоном для других игр этого жанра.
Именно в этом эпизоде «Героев» была впервые представлена специальность, которая являлась встроенным набором навыков и умений, сильно влияющих на игровой процесс каждого персонажа. В отличие от навыков, представленных уже в первых и вторых «Героях», специальность нельзя было наработать, а можно было только получить с самого начала. К тому же многие специальности давали героям уникальные способности, которые нельзя было получить другим способом. Также в этой части у персонажей появились биографии, а у игроков — возможность создавать собственные игровые сценарии.
Полностью перерисованная графика сделала игру еще более красочной, а игровое поле — более разнообразным. Герои здесь могли не только перемещаться по миру, исследовать новые территории, захватывать города и сражаться с армиями противников на классическом «шахматном» поле боя, но еще и развиваться, «прокачивая» свои умения и становясь более опытными воинами. Также здесь появились дополнительные стратегические уловки — например, карты-лабиринты или возможность передвигаться по разным типам ландшафта с разной скоростью. Все это в сочетании с продуманным сюжетом, семью оригинальными кампаниями и множеством дополнительных деталей и сделало «Heroes III» самой успешной частью франшизы.
Герои меча и магии IV и V: упадок и возрождение
Вышедшая в 2002 году четвертая часть серии неожиданно оказалась главным провалом едва ли не всей франшизы. После легендарных третьих «Героев» игроки ждали чего-то не менее интересного, но при этом выдержанного в том же духе, однако компания решила сделать резкий поворот и значительно изменила любимую всеми игру. В нее были добавлены новые функции — например, герои здесь получили возможность лично участвовать в сражениях. Однако некоторые старые функции зачем-то были вырезаны, что вызвало отдельное недовольство фанатов. Графика этого эпизода стала трехмерной — а значит, еще более продвинутой и эффектной, а сюжет остался интересным и хорошо прописанным, однако даже это не спасло «Heroes IV» от провала.
Спасать ситуацию пришлось следующему выпуску стратегии — и надо сказать, что у него это получилось. Сейчас «Heroes V», вышедшие в 2006 году, остаются второй по популярности игрой франшизы после культовой третьей части. Создавалась пятая серия «Меча и магии» уже новым разработчиком — российской компанией Nival Interactive, которая в целом придерживалась концепции, представленной в третьем эпизоде. Главными изменениями стала переработанная графика, ставшая полностью трехмерной, обновленная система умений и оригинальный сюжет, перенесенный в совершенно новую вселенную под названием Асхан. В результате «Heroes V» сумели понравиться фанатам и восстановить репутацию франшизы.
Герои меча и магии VI и VII: закат
Следующая часть франшизы вышла в 2011 году и называлась «Might and Magic Heroes». Сменить название и концепцию решили новые создатели: первоначально за разработку отвечала венгерская компания Black Hole Entertainment, однако она достаточно быстро обанкротилась, и дополнения к эпизоду выпускала уже немецкая компания Limbic Entertainment. Из-за путаницы с разработчиками и нескольких неудачных решений, принятых собственниками компании, игра оказалась заметно менее успешной, чем третья или пятая части. Игровой процесс в ней оказался сильно упрощен, уменьшилось количество доступных ресурсов, исчезли некоторые старые фракции, а «прокачивать» своего героя стало намного легче, что в результате привело к недовольству фанатов.
Последним на данный момент эпизодом серии является ее седьмая часть, вышедшая в 2015 году под названием «Might and Magic Heroes VII». Ее разработку снова поручили Limbic Entertainment, что стало фатальной ошибкой для всей франшизы. Седьмая часть «Героев» оказалась совершенно сырой, в ней было множество багов, которые сильно затрудняли игровой процесс и раздражали игроков. Концептуально разработчики пытались вернуться к содержанию предыдущих частей, однако сделать это не получилось, и седьмые «Герои» с треском провалились, поставив крест на всей серии. Новых эпизодов с тех пор анонсировано не было, поэтому большинство фанатов считают франшизу официально закрытой и постепенно переходят в другие игровые вселенные.
Возрождение с Olden Era
Несмотря на то, что официальные новые части серии «Героев меча и магии» больше не выпускались, интерес к игре не угас. В сообществе поклонников появилась инициатива, направленная на возрождение классических игр с использованием современных технологий. Одним из таких проектов стала фанатская разработка под названием Heroes of Might and Magic Olden Era или Might and Magic: Heroes VIII. Этот проект основан на классической игровой механике «Героев» III и V, и предлагает игрокам улучшенные графические модели, обновленные сценарии и карты, а также новые фракции и уникальные юниты.
Olden Era стремится сохранить дух оригинальных игр, но при этом добавить элементы, которых не хватало в предыдущих частях, такие как более гибкая система умений, дополнительные стратегические возможности на карте мира и в бою, и улучшенный баланс, который учитывает многолетний опыт фанатов серии.
Впечатляющим является то, что этот проект создан силами поклонников серии, и он продолжает активно развиваться. Сообщество моддеров также выпускает расширения и обновления для проекта, добавляя новые возможности и поддерживая интерес игроков к этой культовой вселенной.