Легендарная серия компьютерных игр «Heroes of Might and Magic» («Герои меча и магии») состоит из семи основных частей, которые выходили с 1995 по 2015 годы. Некоторые эпизоды франшизы сюжетно связаны друг с другом и выполнены в единой стилистике, другие же рассказывают совершенно иную историю и сильно отличаются от своих предшественников как в визуальном, так и в игровом плане. Поэтому среди поклонников «Героев меча и магии» уже много лет не утихают споры о том, какую из частей франшизы считать лучшей, а какие версии не стоят затраченного на них времени. Разбираемся, чем отличаются друг от друга разные эпизоды «Heroes of Might and Magic» и какой из них лучше.
Heroes of Might and Magic III: The Restoration of Erathia
В среде фанатов франшизы принято считать, что лучшим эпизодом игры является ее третья часть — некоторые даже называют ее идеалом пошаговой стратегии. Объясняется такое отношение просто — именно в третьем эпизоде разработчики исправили все недочеты предыдущих серий и значительно расширили игровые возможности персонажей, но при этом сохранили концепцию и атмосферу оригинальной игры. В результате стратегия образца 1999 года стала еще интереснее и разнообразнее, чем ее предшественники, но при этом осталась привычной и узнаваемой. Все это очень понравилось игрокам и подарило третьим «Героям» невероятную популярность в геймерской среде.
Свои лучшие стороны третья часть взяла от первых двух. В ней сохранилась понятная игровая механика, включавшая в себя уже знакомые игрокам компоненты — исследование карты приключений, поиск артефактов, тактические сражения, осаду вражеских замков и развитие собственных городов. Также она сохранила полюбившуюся фанатам узнаваемую фэнтези-атмосферу. При этом в игру было добавлено множество изменений, которые, впрочем, не были слишком кардинальными. Основным нововведением стала полностью перерисованная графика, ставшая намного более эффектной и красочной, а также новый звукоряд. Среди других дополнений — увеличенное с 6 до 8 число фракций, введение параметра специальности для героев, дополнительный подземный уровень и множество нового контента — от новых заклинаний и артефактов до расширенного списка навыков для каждого из героев.
В результате соотношение нововведений и привычного контента оказалось очень сбалансированным, что вызвало одобрение фанатов и сделало «Героев меча и магии III» одной из самых продуманных и удобных игр в жанре пошаговой стратегии. К тому же она предоставила игрокам практически неограниченное количество игровых сценариев и возможности создавать собственные карты, благодаря чему играть в нее можно было буквально бесконечно. Так что неудивительно, что именно к третьей части фанаты постоянно возвращаются даже сейчас, когда с момента ее выхода прошло уже больше четверти века.
Heroes of Might and Magic V
Второй по популярности игрой серии считается ее пятая часть, выпущенная в 2006 году. Некоторые фанаты даже называют ее лучшей — и их можно понять. После провального четвертого эпизода, в котором разработчики решили резко изменить не только графику, но и вообще всю игровую механику проекта, франшиза сделала шаг назад и вернулась к привычному игровому миру «Героев III», просто заключив его в новую обертку. Самыми яркими изменениями этой части стала невероятно красивая трехмерная графика, которую пятый эпизод позаимствовал у четвертого, а также совершенно новая игровая вселенная Асхан. В остальном же «Герои» вернули себе прежний вид, что утешило фанатов оригинальной игры, сильно разочарованных четвертым эпизодом.
«Герои меча и магии V» совместили передовую 3D-графику, отличный дизайн и продуманный игровой мир, из которого были убраны все недоработки четвертой части. Из этой версии также исчезли некоторые не самые удачные новшества, введенные в предыдущем эпизоде. Так, отряды потеряли возможность перемещаться самостоятельно и вновь стали ходить по игровому полю только в сопровождении своего командующего, а сам герой перестал лично участвовать в битвах как юнит, зато получил отдельный ход, в течение которого он мог применять свои умения или накладывать заклинания. Также были возвращены некоторые утраченные опции — например, вернулся традиционный недельный прирост существ.
При этом нельзя сказать, что пятый эпизод механически скопировал игровой мир третьего, просто добавив к нему продвинутую графику и анимированных персонажей. На самом деле, пятый эпизод является самостоятельным проектом, который привнес в игровую вселенную франшизы много нового. Например, именно здесь существа разных рас получили уникальные умения, которые могут быть очень полезными во время боя. Так, демоны научились телепортироваться по полю боя, внезапно появляясь рядом с врагом и неожиданно его атакуя, а грифоны оказались способны нападать с воздуха и наносить урон сразу нескольким юнитам противника. Другое важное новшество, появившееся в этом эпизоде — это «колесо навыков», позволяющее так комбинировать навыки своего персонажа, чтобы максимально развить его способности.
Почему другие эпизоды «Heroes of Might and Magic» сложно назвать лучшими
Пожалуй, ни одну из игр серии «Heroes of Might and Magic» нельзя назвать плохой или совершенно неудавшейся. Да, не все части понравились фанатам, однако в каждой из них были свои интересные задумки и положительные стороны. Так почему же ни одна из оставшихся игр франшизы не смогла превзойти колоссальный успех третьего и пятого эпизодов? Попробуем с этим разобраться.
I–II
Первый и второй эпизоды «Героев» были действительно хорошими стратегиями, которые сильно повлияли на дальнейшее развитие всей франшизы. Однако игровой процесс в них еще был достаточно примитивным и не был отработан до конца, хоть это и компенсировалось оригинальным сюжетом. Третья игра стала настолько популярной именно потому, что она отшлифовала все нестыковки и шероховатости первых эпизодов, доведя стратегию почти до совершенства. Именно поэтому после выхода третьей серии возвращаться к первым двум кажется несколько бессмысленным, и делать это можно разве что из-за ностальгии.
IV
С четвертой игрой все оказалось еще сложнее. Она была хороша сама по себе, могла похвастаться отличной графикой, крепким сюжетом, отличным саундтреком и достаточно хорошим геймплеем — то есть, казалось бы, всем, что должно способствовать успеху компьютерной стратегии. Однако ее подвело то, что она слишком сильно отличалась от своих предшественников и предлагала игрокам совершенно новый игровой опыт. По сути, это были не любимые всеми «Герои», а совсем другая игра, что и вызвало такое разочарование у поклонников серии. При этом некоторые игроки до сих пор считают эту версию достойной внимания и советуют хотя бы бегло с ней ознакомиться.
VI–VII
Заключительные эпизоды серии старались повторить успех предыдущих версий, однако у них это не получилось. Несмотря на успех пятой части и ее популярность у фанатов, создание шестой и седьмой игр решили поручить сторонним разработчикам, которые снова начали экспериментировать с концепцией. Однако подвело их даже не это, а то, что на разработку последних частей было выделено очень мало времени, из-за чего игры получились сырыми и недоработанными. Они постоянно вылетали, а еще в них было очень много багов, которые не позволяли спокойно играть. Некоторые из этих недочетов были исправлены в обновлениях, но другие остались, что сильно раздражало игроков. К тому же в этих эпизодах разработчики решили наступить на старые грабли и снова изменили игровую механику, что не могло остаться незамеченным. В последних частях уменьшилось количество ресурсов, изменились правила захвата замков и составы фракций, а игровой процесс снова был упрощен, что также не добавило этим эпизодам фанатской любви.